ВХОД В СИСТЕМУ


Регистрация

Каталог музеев
все музеи
музеи по алфавиту
Каталог коллекций
все коллекции
коллекции по алфавиту
Предметная классификация
все наименования
наименования по алфавиту
Публикации
Словарь
Термины
Каталог музейных сайтов
Новости портала
Новостные каналы
Фотогалерея
Выставки
Поиск по сайту
по экспонатам
по терминам
по каталогам
Наш форум

МАНСИ

Манси (самоназв.- "человек"), вогулы, народа Рос. Федерации, коренное население Ханты-Мансийского АО Тюменской обл. (в басе. р. Обь, гл. обр. по её левым притокам Конда, Сев. Сосьва и др.). Ок. 100 чел. живёт на С.-В. Свердловской обл. Числ. в России - 8,3 тыс. чел., из них в Ханты-Мансийском АО -св. 6,5 тыс. чел. Родственны хантам, с к-рыми объединяются под назв. обские угры. Говорят на мансийском яз. финно-угорской группы уральской семьи. Св. 60% М. считают родным рус. яз. Письменность с 1931 на осн. лат., с 1937 -на основе рус. алфавита. Выделяются этнографич. группы: сев., с сосьвипским и верх.-лозьвинским диалектами; юж., или тавдинская; вост. с кондинским диалектом; зап. с пелымским, вагильским, среднелозьвинским и ниж.-лозьвинским диалектами. Лит. яз. на осн. сосьвинского диалекта. Верующие - православные. При этом сохраняются традиц. верования сочетающиеся с православием. Как этнич. общность М. сложились, вероятно, в 1-м тыс. н.э. на основе аборигенных племён Прикамья, Приуралья и юж. Зауралья и угорских племён, пришедших во 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. из степей Сев. Казахстана и Зап. Сибири. В 1-м - 1-й пол. 2-го тыс. н.э. предки М. были оттеснены коми и русскими на В. за Урал. Контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, с 11 в. По рус. письменным источникам известны с кон. 11 в. (вместе с хантами) под именем "юг-ры", ас 14 в.- "вогуличи", "вогулы". Ко времени колонизации и присоединения Сибирского ханства к Рус. гос-ву (кон. 16 в.) М. жили родо-плем. строем, пережитки к-рого сохранились вплоть до 1930-х гг. (напр., деление на тотемич. фратрии Пор и Мось). Официально "добровольно" обращённые в 18 в. в православие, сохраняют дохрист. верования (развитую мифологию, культ духов-покровителей, предков, медведя, шаманство и др.). Традиц. занятия - охота, на Оби и в низовьях Сев. Сосьвы - рыболовство, в верховьях Лозьвы, Ляпина и Сев. Сосьвы - оленеводство (заимствовано в 13-14 вв. у ненцев), у нек-рых групп - земледелие (заимствовано в 16-17 вв. у русских) и скотоводство (лошади, коровы, овцы), разведение домашней птицы. Передвигались на лодках (иногда с берестяным верхом), лыжах, нартах (в собачьей и оленьей упряжке), в отдельных р-нах - на санях или особых конных нартах. Поселения были постояпные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Традиц. жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у юж. групп - избы русского типа, летом - конич. берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов -крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Для выпечки хлеба вдали от жилищ строили глиняные печи. Традиц. жен. одежда - платье, распашной халат (сатиновый или суконный) и двойная оленья шуба (ягушка, сах), на голове - платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья и др.); мужская одежда - рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном из сукна, у оленеводов - из оленьих шкур (малица, гусь), охотничья суконная одежда с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Было распространено ткачество из крапивного и конопляного волокна. Традиц. пища -рыба и мясо в вяленом, сушёном, жаренном на костре, мороженом виде, ягоды. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми. Традиц. посёлок М. населяли несколько больших или малых, в осн. родственных семей. Брак патрилокальный с элементами матрилокальности. В 19 - нач. 20 вв. складывается имуществ. дифференциация, формируется территориальная община. Сохраняется богатый фольклор, обрядность (медвежьи праздники и др.). За годы сов. власти у М. наряду с традиционными развиваются новые отрасли х-ва - звероводство, животноводство, овощеводство. Часть М. занята в пром-сти. Св. 45% живёт в городах (1989). Традиц. культура и язык в осн. сохраняются у сев. (сосьвинско-ляпинских) и вост. (кондинских) групп М.
З.П.Соколова
ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ  
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗВЕСТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТИПУ
Монографии
Коллективные монографии
Статьи (в рецензируемых журналах)
Тезисы
Авторефераты
Электронные публикации
Другое
СЛУЧАЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
  Мифогеография: новые механизмы интерпретации простра.. >>>
  Археологический электронный музей .. >>>
  Старообрядцы Забайкалья в ХVIII-XX вв.. >>>
СЛУЧАЙНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ